TheOneRing

Есть ли в Средиземье секты?

 
Поддержи проект!
 
Изображение к новости
ВОПРОС: Есть ли в Средиземье какие-либо секты/культы?

ОТВЕТ: Кроме того, что Д.Р.Р. Толкиен описал "Культ Моргота", который Саурон распространял в Нуменоре (об этом в "Аккалабете"), мы можем встретить ссылки на другие культы в Средиземье. Некоторые читатели интересуются, откуда взяты ссылки на эти культы - от самого Толкиена или же из других источников.

Толкиен был очень осторожен с использованием слова "Культ" в своих работах. В Письме №42, которое он написал святому отцу Роберту Мюррею в декабре 1953 года, Толкиен сказал:

...Властелин Колец - религиозная, католическая книга. Я осознал это, только когда закончил ее, и пересмотрел в последствии под новым углом зрения. Именно тогда я убрал из текста все упоминания о культах и религиозных ритуалах ибо религиозный элемент растворен в самом повествовании и его символах...

Но в Письме №211, которое Толкиен написал для Роны Бир в октябре 1958 года, он пишет:

Вопрос 3. Я не назвал цветов, потому что не знаю их.[1] Не уверен, что они имели отличительные цвета. Различать необходимо было трёх, оставшихся в относительно небольшом пространстве Северо-запада. (Об именах см. В[опрос] 5.) Я действительно не знаю ничего конкретного о двух других -- они же не связаны с историей С.-З. Я думаю, они ушли посланниками в дальние области Востока и Юга, далёко от мест, где жили Нуменорийцы -- в сущности, миссионерами на "оккупированных врагом" землях. Не знаю, удачны ли они были, но думаю, что потерпели неудачу, как и Саруман, хотя, несомненно, совершенно иначе; я полагаю, что они были основателями тайных культов и "колдовских" традиций, переживших падение Саурона.

В июне 1972 года, Толкиен написал письмо №338 святому отцу Дугласу Картеру:

...О временах позже первых нескольких лет Четвертой эпохи я ничего не писал. (Если не считать начала повести, действие которой предполагалось отнести к концу правления Эльдарона{Так в оригинале.} примерно 100 лет спустя после смерти Арагорна. Потом я, конечно же, обнаружил, что о временах Королевского Мира рассказывать особенно нечего; а войны, которые Арагорн вел, после низвержения Саурона особого интереса не представляют; но что примерно тогда практически наверняка возникла бы неудовлетворенность — из-за того, что (по-видимому) люди неизбежно пресыщаются хорошим: возникли бы тайные общества, практикующие темные культы, и «орочьи культы» среди подростков)...

Конечно, он ссылался на текст своего сына Кристофера опубликованный в Народах Средиземья, в дальнейшем заброшенный, но имевший рабочее название "Новая Тень".

Культы - дело долгих споров и размышлений, но люди увлечены ими. Людям нравится обсуждать и спорить о том, что является культом. Я придерживаюсь научное точки зрения, а точнее что культ определяют - убеждения и обычаи, которые отличаются от основного общества. В теории культ может вырасти в крупную религию и кто-то уже упоминал, что все основные религии начались с культов.

Однако, в Средиземье - Толкиен сознательно опустил атрибут религии, за исключением очень не многих особых моментов. Несмотря на использование часов, пороха и кольчуги - Средиземье должно представлять куда более гораздо примитивное время в истории Земли, по крайней мере с точки зрения утончённости человеческого общества. Унтончённость во многом остаётся в руках Эльфов и Гномов, которых ещё не полностью вытесняли Люди.

Во Властелине Колец (или в Средиземье) не так много возможностей для описания массовых религий, просто потому-что религии нет, в том виде каком мы её знаем, (по замыслу Толкиена) на тот момент она ещё не стала полноценной частью людского опыта. На мой взгляд, во Властелине Колец что-то близкое к культу описывается в сцене на Могильниках, когда Умертвия хотели принести в жертву (или убить) Фродо и его спутников.

Я выбрал иллюстрацию для этой статьи с 
Томом Хиддлстоном, где он в образе Локи на Comic Con 2013, потому-что когда он вышел перед многотысячной аудиторией поклонников - толпа просто обезумела. Том потребовал от зрителей назвать его имя и они прокричали "Локи", несколько раз, всё громче каждый раз. Этот тип харизматичного поведения часто ассоциируется с культами, которые могут быть построены вокруг диктаторов, религиозных "пророков" или лидеров, пропагандирующих какую-либо идеалогию или образ жизни. Саурон не заставлял своих последователей произносить его имя, но вполне возможно (в представление Толкиена) использовал харизматичный стиль в обращение к войску.

В фильме Питера Джексона "Две Крепости" - аналогичной харизмой отличился Саруман, когда вышел с речью к своему войску в Изенгарде. Саурон и Саруман обладали природным умением влияния и доминации над слабыми существами. 

Примечание:
  1. В другом месте Толкиен назвал двух других магов Итрюн Луин, Голубые Маги; см. "Неоконченные сказания", стр. 389 -- 390.

2019-01-17
Просмотров: 2036 | Добавил: Странник |

avatar